С этим вопросом Дарья Аксёнова, наш smm-специалист и мама 6-летнего мальчика обратилась к Евгении Орешиной, педагогу Платформы современного танца bereg в Санкт-Петербурге.
Разговор получился насыщенным. Женя и Даша вместе исследуют, как танцевальные занятия способствуют развитию воображения, физических и эмоциональных навыков ребенка; делятся инсайтами о влиянии танца на подготовку к школе и процесс обучения ребенка.
Приятного прочтения!
Значение танца в развитии ребенка
— Я тут задумалась, как танец может влиять на развитие моего ребенка. Женя, расскажи, пожалуйста, об этом.
— Танец — это не просто физическая активность, он открывает ребенку новые способы самовыражения и взаимодействия с окружающим миром.
— С какого возраста начинать занятия танцами?
— Чем раньше тем лучше. Я рекомендую начать с двух лет для того, чтобы поддержать аутентичную двигательную активность ребенка. Его движение очень ценно и не нагружено социальными ярлыками. Ребенок попадает в «танцевальную среду», педагог помогает ему почувствовать, что его окружает, как в ней можно существовать и двигаться.
Интеграция танца в жизнь ребенка
— А как лучше включить танец в жизнь ребенка?
— Можно начать с посещения семейных танцевальных мероприятий. Например, педагог bereg (a) Татьяна Фатеева проводила dance family day. Сейчас проходят «Встречи» — совместные занятия для детей и родителей. Приводите ребенка на пробные занятия и танцевальные выступления, вовлекайте в танцевальные игры дома. Так постепенно будут формироваться интерес и навыки.
Когда вы выбрали место для регулярных занятий, даже один танцевальный класс в неделю — это важно. Заниматься два раза в неделю, если ребенок хочет — оптимально на начальном этапе.
Почему современный танец?
— Я замечаю, когда мой сын больше двигается, — он чувствует себя лучше, менее напряжен. Детям сегодня доступно очень много спортивных дисциплин и танцевальных направлений. Расскажи, в чем преимущество современного танца?
— Современный танец включает в себя все упражнения: на ловкость, равновесие, растяжку, на концентрацию внимания. Он настолько разносторонний, что может заменить любую спортивную секцию. А нейрогимнастика, которая сейчас выделена как отдельный вид реабилитации (и тренировки мозга), полностью состоит из упражнений, которые мы делаем во время занятий с детьми.
Современный танец также способствует развитию речи у маленьких детей, хорошо развивает пространственное мышление.
— Расскажи, с чего начинается какое-нибудь из твоих занятий с детьми?
— У меня в зале есть балетный станок. В детстве, когда я занималась классической хореографией, часто слышала от педагога: «Висеть на станке? Ни в коем случае!». Но все дети это очень любят! Поэтому мои ученики целую песню висят на станке кто как хочет: вниз головой, вверх ногами, как обезьянки, но делают это, не отвлекая друг друга, под моим контролем и безопасно. Очень интересные позы и композиции получаются.
Так дети начинают лучше ощущать свое тело. — Как я держусь? Как я могу себя удержать? — Как только ослабевает внимание, рука или нога срывается, и не получается повисеть так, как хотелось.
Роль танца в подготовке к школе и обучении
— Современный танец поможет ребенку подготовиться к школе?
— Да! Очень важно подготовиться не только умственно — нагружая ребенка, условно, решением логических задач и написанием цифр, но и подготовить тело. Ребенку важно научиться чувствовать себя для того, чтобы впоследствии овладевать знаниями образовательного цикла. Ему нужны движение и игра. Весь детский танец выстроен через игру. Игра в движении дает ребенку возможность почувствовать свои силы, своё тело, понять свою анатомию — руки, ноги, таз, голова, как это вообще все движется? — и дает возможность сонастроиться. Голова может быть очень и очень умной в 5 лет, а тело таинственным. В нём столько загадок! И через танец их можно разгадать.
Самая сложная поза — сидеть. Корпус может быть не готов, живот может быть не готов, руки устают… И вообще, что такое спина? У детей фокус впереди — руки, ноги, голова — их видно, а что происходит сзади? Говорят, там спина… Но как там всё устроено? Это довольно сложно осознать, и совет «выпрями спину» для ребёнка звучит, как «перестань нервничать» для взрослого. Я преподаю танец шестилетним детям, которые на следующий год пойдут в школу. Они очень гармонично развиты и к школе вполне готовы. Один мальчик говорит, что не хочет заниматься, потому что это не только развлечение, но и задания, а «танцы для меня это когда я двигаюсь, как хочу!». Я ему отвечаю: «конечно, я ведь обогащаю твой телесный опыт и рассказываю, как ещё можно двигаться». У детей есть свой танцевально-двигательный паттерн — такой набор движений, моя задача — сделать его богаче. Мы же все знаем, что в начальных классах дети выучат буквы, слоги, слова, научатся складывать из них предложения. И в танце то же самое. Просто родители этот процесс должны сделать ярче и подробно рассказывать: «вот мы выучили одно движение, а вчера появилось какое-то ещё движение». После занятия я рассказываю родителям, что нового на нём было, и ещё говорю: «классно если вы придёте и дома сможете так же подвигаться». В результате язык тела ребёнка становится богаче.
Что помогает этот язык обогащать? Вот ребёнок сидит. Он сидит на седалищных костях в течение тридцати минут урока и потом чувствует: «сейчас мое тело очень хочет подвигаться». На перемене он именно двигается, а не садится опять. Современный танец помогает понять потребности собственного тела: «вот здесь мне классно отдохнуть, здесь посидеть, а здесь лечь, чтобы я расслабился, а вот тут у меня есть напряжение, и я могу его снять». Это происходит неосознанно — просто какие-то колокольчики знакомые, по которым мы прошлись во время занятия, и ребёнок уже понимает: «тогда ведь помогло, сейчас тоже попробую». Ребёнок может даже не связывать такое понимание с занятиями танцами, однако, эта цепочка — основа понимания своего тела и своих движений.
— Сейчас я задумалась о том, что, когда детей учат писать, формируется их почерк. Это важное умение, и чтобы его выработать, ребёнку нужно понимание своего тела. Мне кажется, в школе детям не хватает помощи педагогов, чтобы проявляться в движении.
— На самом деле, если вспомнить позднесоветские школы, то в них важным уроком была ритмика. Физическая гимнастика Далькроза (Эмиль Жак-Далькроз — швейцарский композитор и педагог, создатель ритмической гимнастики) часто проводилась на уроках на постоянной основе. Недавно я пересматривала различные школьные программы, и мне показалось, что часы занятий для тела у нас сократились до минимума, и выросла интеллектуальная нагрузка. А может быть, ребёнок вообще не готов получать знания? Тогда знания просто-напросто проходят мимо. Было бы здорово вернуть в школьные уроки элементы ритмики. Писали-писали, хоп, — встали! Ритмические упражнения сделали. Что в результате? Эти упражнения хорошо нас структурируют, дают основу, чтобы воспринимать и усваивать.
Я за то, чтобы прыгать на скакалке. Скакалка — это спортивный снаряд, и он двигается относительно тела совершенно в другом ритме и с другой скоростью. При этом надо понимать, что движение скакалки определяет прыгающий. Для этого требуется пространственное мышление. Перед тем как идти в 1-й класс школы, ребенок должен уметь прыгать со скакалкой. Это очень важный навык: включаются многие группы мышц — спина, пресс. Со скакалкой невозможно прыгать «криво», обязательно нужно ощутить вертикальную ось, отталкиваться, усложняя задачу, — прыгать на одной ноге, прыгать по диагонали. Миллион вариантов! При этом необходимо соблюдать определенный ритм, чтобы не запутаться. А если крутить скакалку с напарником, то с ним отрабатываются навыки взаимодействия: надо синхронизировать движения, фокусируясь на прыгающем. Он, в свою очередь, преодолевает страх того, что какая-то веревка на тебя летит. Скакалка — просто незаменимая вещь, и в некоторых школах это круто поддерживают!
Рудольф Штайнер (австрийский философ, основатель вальдорфской педагогической системы) довольно много писал о пользе того, что дети прыгают; как это связано с равновесием, духом и влияет на ребенка в целом.
— Насколько школьная программа по физкультуре готовит тело к учёбе и обычной жизни, как ты думаешь?
— К сожалению, урок физкультуры построен на том, что ребёнок уже изначально что-то знает про себя и своё тело, и занятия лишь развивают умения — играть в баскетбол, футбол, волейбол, попробовать себя в лёгкой атлетике. Задача урока — расширять спортивный кругозор и вовлекать детей в спорт, он рассчитан на телесно сформированных детей. Но дети зачастую просто не готовы бегать кроссы или прыгать через планку — подготовить их к этому, скорее, задача родителей вне школьного урока. Так, на прогулке ребёнок должен прыгать, бегать, лазать, спускаться и подниматься на горку разными способами, — испытывать себя и свои физические возможности. Дети их не знают, поэтому школьная физкультура тут вряд ли поможет.
— И поэтому лучше заниматься танцами, чтобы подготовить ребёнка к уроку физкультуры, к возможности расширять свой кругозор. Ты, ведь, к этому?
— На самом деле — да! Я за то, чтобы с детства заниматься танцем, и идти в школу физически подготовленными, не испытывая трудностей на уроках физкультуры.
— Еще физкультура — это нормативы, которые все дети должны сдавать одинаково, независимо от телосложения и индивидуальных особенностей. Могут ли родители помочь детям, у которых не получается, например, анатомически, выполнить норматив?
— «Попробуй договориться» — этот совет я даю своей дочке. Она учится в обычной школе и говорит мне: «Мам! Я не могу пробежать три километра, дыхания не хватает». Я предлагаю ей подойти к учителю и спросить, чем можно заменить бег: «Не могу бежать, но сделаю „складочку“ со скамейки. Давайте я сдам этот норматив, а вы мне зачтёте, условно». Здесь нужно договариваться. Ведь должна быть оценка, которая складывается из выполнения тех или иных заданий. И если кто-то не сдает какой-то норматив, ему, например, задают вопросы по теории. Еще вариант — посмотреть возможности своего тела: «Пусть это будет твоё преодоление, подвиг. Он нужен, чтобы узнать свои силы. Сейчас ты не можешь отжаться десять раз, а сколько можешь? Пять раз. Отлично. Можно в следующий раз попробовать больше». И как я, родитель, могу в этом помочь?
Здесь необходима включённость родителей. Нельзя просто отвести ребёнка на физкультуру со словами «давай, вперед». Нужна поддержка. И пример.
Роль родителей в поддержании двигательной активности ребёнка
— Как мы можем поддерживать детей дома, когда они явно сильно устают, и им необходимо устраивать разгрузку?
— Поиграть в мяч! Просто покидать мяч друг другу или поиграть в съедобное-несъедобное.
Какая физическая нагрузка у ребенка? Ага, он гуляет 15 минут, играет в футбол, ходит на плавание, рисование… Любой спорт как поддержка организма — это супер. Но, еще есть скакалка, мяч, совместные танцы с мамой!
— Мой сын дома видел, как я растягиваюсь, и теперь каждый раз демонстрирует как он тянется и вот-вот сядет на шпагат (не знаю откуда он взял слово «шпагат» — у меня его нет). Это очень забавно!
— Если ребенок видит, как мама каждый день делает зарядку, он тоже будет её делать. Замечательно, когда дети могут активно проводить время с родителями: ходят играть в мяч, бегать вместе. Всем родителям я всегда рекомендую заниматься сезонными видами спорта. Летом — велосипед, зимой — коньки. Летом — футбол, зимой — хоккей. Вышибалы — очень крутая игра, развивающая ловкость!
Лучше всего для детей выбирать те виды активности, при которых физическая нагрузка на тело распределяется равномерно справа и слева. Например, моим детям вместо самокатов я предлагаю кататься на великах. Они хорошо развивают координацию и пространственное мышление, работают два полушария и две стороны тела. Аналогичная ситуация при выборе лыж вместо сноуборда.
— Хочется поговорить ещё про внимание. Я замечаю, что мой ребенок, которому почти семь лет, немного «плавает», его внимания не хватает. Тогда становится сложно что-либо делать и неважно — уроки это, или задание на танцевальном занятии. Как помочь ребёнку поддерживать внимание? Может, есть какие-то упражнения, которые родители могут делать с детьми самостоятельно?
— Самая простая практика — поиграть в различные части тела. Когда я вижу, что дети у меня потеряли концентрацию, говорю: «сейчас дотронемся до носа, до подбородка, найдём глаза, уши, плечи, таз, колени». Ребята проходятся вниманием по всему своему телу, и после этого они собраны, чтобы слышать и заниматься дальше. Это самое-самое простое.
— Да, у родителей сейчас очень большая нагрузка. Как им расслабиться и, желательно, вместе с детьми?
— Родителям тоже подходит танец. И вот такие истории как наши совместные занятия для детей и родителей — «Встречи», когда можно подурачиться и по-дикому потанцевать рядом или вместе — это супервыход!
Танец и гештальт-терапия
— Женя, расскажи немного про свой профессиональный опыт. Знаю, что ты не только педагог-хореограф, но и гештальт-терапевт (одно из направлений в психотерапии).
— Да. У меня два высших образования, также я закончила курсы детского гештальта. Я преподаю семнадцать лет. Начинала с балетного училища и после работала в разных коллективах. Теперь я работаю с детьми в детском саду. Благодаря знанию техник детской гештальт-терапии у меня все сошлось: про эмоции и тело, про танцевальную терапию, и насколько я могу помогать детям с эмоциями и проживанием эмоций в танце. Как тело может рассказывать, где в нём живут эмоции? Почему они там остались? Как мы можем в движении их прожить? Это очень интересно в занятиях с детьми. Сегодня они одни, завтра приходят уже другими, и каждый раз идет этот поиск: как сейчас быть и делать.
Гештальт-терапия научила меня тому, что наблюдение — это одна из важных частей моей профессии.
Нет ни одного отдельного знания, которое я бы употребляла где-то. Я все несу с собой в танец.
— Что для тебя современный танец вообще и в рамках работы с детьми, в частности?
— Раньше я бы сказала, что современный танец — это искусство и очень хороший инструмент налаживания контакта с внешним миром: как я узнаю себя, открываю мир вокруг себя, других людей. С детьми мне нравится работать больше всего — так я прикасаюсь к будущему. Дети, с которыми я работаю, вырастают. И здорово видеть, как они понимают себя, как они двигаются, как они гармоничны. Движение — это и есть рост! Мне интересно углубляться в изучение танца и процессов, которые с ним связаны. В этом погружении каждый раз понимаешь, что предела нет.
Беседовала: Дарья Аксёнова.
Редактор: Марина Силаева.
Корректор: Иван Сердюков.
Разговор получился насыщенным. Женя и Даша вместе исследуют, как танцевальные занятия способствуют развитию воображения, физических и эмоциональных навыков ребенка; делятся инсайтами о влиянии танца на подготовку к школе и процесс обучения ребенка.
Приятного прочтения!
Значение танца в развитии ребенка
— Я тут задумалась, как танец может влиять на развитие моего ребенка. Женя, расскажи, пожалуйста, об этом.
— Танец — это не просто физическая активность, он открывает ребенку новые способы самовыражения и взаимодействия с окружающим миром.
— С какого возраста начинать занятия танцами?
— Чем раньше тем лучше. Я рекомендую начать с двух лет для того, чтобы поддержать аутентичную двигательную активность ребенка. Его движение очень ценно и не нагружено социальными ярлыками. Ребенок попадает в «танцевальную среду», педагог помогает ему почувствовать, что его окружает, как в ней можно существовать и двигаться.
Интеграция танца в жизнь ребенка
— А как лучше включить танец в жизнь ребенка?
— Можно начать с посещения семейных танцевальных мероприятий. Например, педагог bereg (a) Татьяна Фатеева проводила dance family day. Сейчас проходят «Встречи» — совместные занятия для детей и родителей. Приводите ребенка на пробные занятия и танцевальные выступления, вовлекайте в танцевальные игры дома. Так постепенно будут формироваться интерес и навыки.
Когда вы выбрали место для регулярных занятий, даже один танцевальный класс в неделю — это важно. Заниматься два раза в неделю, если ребенок хочет — оптимально на начальном этапе.
Почему современный танец?
— Я замечаю, когда мой сын больше двигается, — он чувствует себя лучше, менее напряжен. Детям сегодня доступно очень много спортивных дисциплин и танцевальных направлений. Расскажи, в чем преимущество современного танца?
— Современный танец включает в себя все упражнения: на ловкость, равновесие, растяжку, на концентрацию внимания. Он настолько разносторонний, что может заменить любую спортивную секцию. А нейрогимнастика, которая сейчас выделена как отдельный вид реабилитации (и тренировки мозга), полностью состоит из упражнений, которые мы делаем во время занятий с детьми.
Современный танец также способствует развитию речи у маленьких детей, хорошо развивает пространственное мышление.
— Расскажи, с чего начинается какое-нибудь из твоих занятий с детьми?
— У меня в зале есть балетный станок. В детстве, когда я занималась классической хореографией, часто слышала от педагога: «Висеть на станке? Ни в коем случае!». Но все дети это очень любят! Поэтому мои ученики целую песню висят на станке кто как хочет: вниз головой, вверх ногами, как обезьянки, но делают это, не отвлекая друг друга, под моим контролем и безопасно. Очень интересные позы и композиции получаются.
Так дети начинают лучше ощущать свое тело. — Как я держусь? Как я могу себя удержать? — Как только ослабевает внимание, рука или нога срывается, и не получается повисеть так, как хотелось.
Роль танца в подготовке к школе и обучении
— Современный танец поможет ребенку подготовиться к школе?
— Да! Очень важно подготовиться не только умственно — нагружая ребенка, условно, решением логических задач и написанием цифр, но и подготовить тело. Ребенку важно научиться чувствовать себя для того, чтобы впоследствии овладевать знаниями образовательного цикла. Ему нужны движение и игра. Весь детский танец выстроен через игру. Игра в движении дает ребенку возможность почувствовать свои силы, своё тело, понять свою анатомию — руки, ноги, таз, голова, как это вообще все движется? — и дает возможность сонастроиться. Голова может быть очень и очень умной в 5 лет, а тело таинственным. В нём столько загадок! И через танец их можно разгадать.
Самая сложная поза — сидеть. Корпус может быть не готов, живот может быть не готов, руки устают… И вообще, что такое спина? У детей фокус впереди — руки, ноги, голова — их видно, а что происходит сзади? Говорят, там спина… Но как там всё устроено? Это довольно сложно осознать, и совет «выпрями спину» для ребёнка звучит, как «перестань нервничать» для взрослого. Я преподаю танец шестилетним детям, которые на следующий год пойдут в школу. Они очень гармонично развиты и к школе вполне готовы. Один мальчик говорит, что не хочет заниматься, потому что это не только развлечение, но и задания, а «танцы для меня это когда я двигаюсь, как хочу!». Я ему отвечаю: «конечно, я ведь обогащаю твой телесный опыт и рассказываю, как ещё можно двигаться». У детей есть свой танцевально-двигательный паттерн — такой набор движений, моя задача — сделать его богаче. Мы же все знаем, что в начальных классах дети выучат буквы, слоги, слова, научатся складывать из них предложения. И в танце то же самое. Просто родители этот процесс должны сделать ярче и подробно рассказывать: «вот мы выучили одно движение, а вчера появилось какое-то ещё движение». После занятия я рассказываю родителям, что нового на нём было, и ещё говорю: «классно если вы придёте и дома сможете так же подвигаться». В результате язык тела ребёнка становится богаче.
Что помогает этот язык обогащать? Вот ребёнок сидит. Он сидит на седалищных костях в течение тридцати минут урока и потом чувствует: «сейчас мое тело очень хочет подвигаться». На перемене он именно двигается, а не садится опять. Современный танец помогает понять потребности собственного тела: «вот здесь мне классно отдохнуть, здесь посидеть, а здесь лечь, чтобы я расслабился, а вот тут у меня есть напряжение, и я могу его снять». Это происходит неосознанно — просто какие-то колокольчики знакомые, по которым мы прошлись во время занятия, и ребёнок уже понимает: «тогда ведь помогло, сейчас тоже попробую». Ребёнок может даже не связывать такое понимание с занятиями танцами, однако, эта цепочка — основа понимания своего тела и своих движений.
— Сейчас я задумалась о том, что, когда детей учат писать, формируется их почерк. Это важное умение, и чтобы его выработать, ребёнку нужно понимание своего тела. Мне кажется, в школе детям не хватает помощи педагогов, чтобы проявляться в движении.
— На самом деле, если вспомнить позднесоветские школы, то в них важным уроком была ритмика. Физическая гимнастика Далькроза (Эмиль Жак-Далькроз — швейцарский композитор и педагог, создатель ритмической гимнастики) часто проводилась на уроках на постоянной основе. Недавно я пересматривала различные школьные программы, и мне показалось, что часы занятий для тела у нас сократились до минимума, и выросла интеллектуальная нагрузка. А может быть, ребёнок вообще не готов получать знания? Тогда знания просто-напросто проходят мимо. Было бы здорово вернуть в школьные уроки элементы ритмики. Писали-писали, хоп, — встали! Ритмические упражнения сделали. Что в результате? Эти упражнения хорошо нас структурируют, дают основу, чтобы воспринимать и усваивать.
Я за то, чтобы прыгать на скакалке. Скакалка — это спортивный снаряд, и он двигается относительно тела совершенно в другом ритме и с другой скоростью. При этом надо понимать, что движение скакалки определяет прыгающий. Для этого требуется пространственное мышление. Перед тем как идти в 1-й класс школы, ребенок должен уметь прыгать со скакалкой. Это очень важный навык: включаются многие группы мышц — спина, пресс. Со скакалкой невозможно прыгать «криво», обязательно нужно ощутить вертикальную ось, отталкиваться, усложняя задачу, — прыгать на одной ноге, прыгать по диагонали. Миллион вариантов! При этом необходимо соблюдать определенный ритм, чтобы не запутаться. А если крутить скакалку с напарником, то с ним отрабатываются навыки взаимодействия: надо синхронизировать движения, фокусируясь на прыгающем. Он, в свою очередь, преодолевает страх того, что какая-то веревка на тебя летит. Скакалка — просто незаменимая вещь, и в некоторых школах это круто поддерживают!
Рудольф Штайнер (австрийский философ, основатель вальдорфской педагогической системы) довольно много писал о пользе того, что дети прыгают; как это связано с равновесием, духом и влияет на ребенка в целом.
— Насколько школьная программа по физкультуре готовит тело к учёбе и обычной жизни, как ты думаешь?
— К сожалению, урок физкультуры построен на том, что ребёнок уже изначально что-то знает про себя и своё тело, и занятия лишь развивают умения — играть в баскетбол, футбол, волейбол, попробовать себя в лёгкой атлетике. Задача урока — расширять спортивный кругозор и вовлекать детей в спорт, он рассчитан на телесно сформированных детей. Но дети зачастую просто не готовы бегать кроссы или прыгать через планку — подготовить их к этому, скорее, задача родителей вне школьного урока. Так, на прогулке ребёнок должен прыгать, бегать, лазать, спускаться и подниматься на горку разными способами, — испытывать себя и свои физические возможности. Дети их не знают, поэтому школьная физкультура тут вряд ли поможет.
— И поэтому лучше заниматься танцами, чтобы подготовить ребёнка к уроку физкультуры, к возможности расширять свой кругозор. Ты, ведь, к этому?
— На самом деле — да! Я за то, чтобы с детства заниматься танцем, и идти в школу физически подготовленными, не испытывая трудностей на уроках физкультуры.
— Еще физкультура — это нормативы, которые все дети должны сдавать одинаково, независимо от телосложения и индивидуальных особенностей. Могут ли родители помочь детям, у которых не получается, например, анатомически, выполнить норматив?
— «Попробуй договориться» — этот совет я даю своей дочке. Она учится в обычной школе и говорит мне: «Мам! Я не могу пробежать три километра, дыхания не хватает». Я предлагаю ей подойти к учителю и спросить, чем можно заменить бег: «Не могу бежать, но сделаю „складочку“ со скамейки. Давайте я сдам этот норматив, а вы мне зачтёте, условно». Здесь нужно договариваться. Ведь должна быть оценка, которая складывается из выполнения тех или иных заданий. И если кто-то не сдает какой-то норматив, ему, например, задают вопросы по теории. Еще вариант — посмотреть возможности своего тела: «Пусть это будет твоё преодоление, подвиг. Он нужен, чтобы узнать свои силы. Сейчас ты не можешь отжаться десять раз, а сколько можешь? Пять раз. Отлично. Можно в следующий раз попробовать больше». И как я, родитель, могу в этом помочь?
Здесь необходима включённость родителей. Нельзя просто отвести ребёнка на физкультуру со словами «давай, вперед». Нужна поддержка. И пример.
Роль родителей в поддержании двигательной активности ребёнка
— Как мы можем поддерживать детей дома, когда они явно сильно устают, и им необходимо устраивать разгрузку?
— Поиграть в мяч! Просто покидать мяч друг другу или поиграть в съедобное-несъедобное.
Какая физическая нагрузка у ребенка? Ага, он гуляет 15 минут, играет в футбол, ходит на плавание, рисование… Любой спорт как поддержка организма — это супер. Но, еще есть скакалка, мяч, совместные танцы с мамой!
— Мой сын дома видел, как я растягиваюсь, и теперь каждый раз демонстрирует как он тянется и вот-вот сядет на шпагат (не знаю откуда он взял слово «шпагат» — у меня его нет). Это очень забавно!
— Если ребенок видит, как мама каждый день делает зарядку, он тоже будет её делать. Замечательно, когда дети могут активно проводить время с родителями: ходят играть в мяч, бегать вместе. Всем родителям я всегда рекомендую заниматься сезонными видами спорта. Летом — велосипед, зимой — коньки. Летом — футбол, зимой — хоккей. Вышибалы — очень крутая игра, развивающая ловкость!
Лучше всего для детей выбирать те виды активности, при которых физическая нагрузка на тело распределяется равномерно справа и слева. Например, моим детям вместо самокатов я предлагаю кататься на великах. Они хорошо развивают координацию и пространственное мышление, работают два полушария и две стороны тела. Аналогичная ситуация при выборе лыж вместо сноуборда.
— Хочется поговорить ещё про внимание. Я замечаю, что мой ребенок, которому почти семь лет, немного «плавает», его внимания не хватает. Тогда становится сложно что-либо делать и неважно — уроки это, или задание на танцевальном занятии. Как помочь ребёнку поддерживать внимание? Может, есть какие-то упражнения, которые родители могут делать с детьми самостоятельно?
— Самая простая практика — поиграть в различные части тела. Когда я вижу, что дети у меня потеряли концентрацию, говорю: «сейчас дотронемся до носа, до подбородка, найдём глаза, уши, плечи, таз, колени». Ребята проходятся вниманием по всему своему телу, и после этого они собраны, чтобы слышать и заниматься дальше. Это самое-самое простое.
— Да, у родителей сейчас очень большая нагрузка. Как им расслабиться и, желательно, вместе с детьми?
— Родителям тоже подходит танец. И вот такие истории как наши совместные занятия для детей и родителей — «Встречи», когда можно подурачиться и по-дикому потанцевать рядом или вместе — это супервыход!
Танец и гештальт-терапия
— Женя, расскажи немного про свой профессиональный опыт. Знаю, что ты не только педагог-хореограф, но и гештальт-терапевт (одно из направлений в психотерапии).
— Да. У меня два высших образования, также я закончила курсы детского гештальта. Я преподаю семнадцать лет. Начинала с балетного училища и после работала в разных коллективах. Теперь я работаю с детьми в детском саду. Благодаря знанию техник детской гештальт-терапии у меня все сошлось: про эмоции и тело, про танцевальную терапию, и насколько я могу помогать детям с эмоциями и проживанием эмоций в танце. Как тело может рассказывать, где в нём живут эмоции? Почему они там остались? Как мы можем в движении их прожить? Это очень интересно в занятиях с детьми. Сегодня они одни, завтра приходят уже другими, и каждый раз идет этот поиск: как сейчас быть и делать.
Гештальт-терапия научила меня тому, что наблюдение — это одна из важных частей моей профессии.
Нет ни одного отдельного знания, которое я бы употребляла где-то. Я все несу с собой в танец.
— Что для тебя современный танец вообще и в рамках работы с детьми, в частности?
— Раньше я бы сказала, что современный танец — это искусство и очень хороший инструмент налаживания контакта с внешним миром: как я узнаю себя, открываю мир вокруг себя, других людей. С детьми мне нравится работать больше всего — так я прикасаюсь к будущему. Дети, с которыми я работаю, вырастают. И здорово видеть, как они понимают себя, как они двигаются, как они гармоничны. Движение — это и есть рост! Мне интересно углубляться в изучение танца и процессов, которые с ним связаны. В этом погружении каждый раз понимаешь, что предела нет.
Беседовала: Дарья Аксёнова.
Редактор: Марина Силаева.
Корректор: Иван Сердюков.